ЧТО ТАКОЕ АК ЖОЛ?
И действительно, не прошло и 70 лет с тех пор, как они переселились на Волгу, а молодежь уже не только не знала, но и не хотела знать язык своих предков.
Практически исчезли казахские имена, их заменили (даже в паспортах!) на русские, национальные костюмы пылились в бабушкиных сундуках, а о казахских праздниках, любимых народных играх и говорить нечего – они остались в воспоминаниях аксакалов. Эта ситуация многим не нравилась, но никто не знал, что делать. Поэтому, когда в 2003 году успешный самарский предприниматель Токтарбай Дусенбаев призвал земляков объединиться в общественную организацию, чтобы вместе возрождать утраченное, и даже выразил готовность спонсировать ее деятельность, он нашел отклик во многих сердцах. Так в Самаре появился «Ак жол», основной целью которого провозглашались популяризация и дальнейшее развитие национальной культуры, языка и традиций казахского народа.
– С казахского языка «ак жол» переводится как «светлый путь», – объясняет Токтарбай Кадыргалиевич. – Так у нас говорят человеку, провожая его в дорогу; так благословляют на свадьбе молодоженов, желая им счастья. Такое имя дают ребенку, когда хотят, чтобы жизнь его была успешной. Так и мы решили назвать свое детище…
Как пришел он к этому решению – не только создать, но и взять на себя практически полную ответственность за организацию, став ее президентом?
– Этому предшествовали многие годы раздумий, но реальным толчком к действию стал для меня Всемирный съезд казахов (курултай), – рассказывает Токтарбай Кадыргалиевич. Впервые я попал на Всемирный съезд казахов в 2002 году – он проходил в Туркестане. Делегаты, собравшиеся со всех концов света, были в состоянии какой-то эйфории: пять дней мы общались взахлеб и никак не могли наговориться. Самарскую область тогда представляли всего два человека – я и Мукат Тулепов. Мукат к тому времени пытался организовать в Самаре казахское землячество, я помогал возрождать национальную культуру в Ауле Казахском, являясь для них единственным спонсором. Но на курултае мы были частными лицами, просто казахами, которые хотят восстановить свои связи с исторической родиной. Вернувшись домой, мы с ним начали создавать «Ак жол», чтобы иметь возможность делать то же самое, что и прежде, но уже на более высоком уровне, с большим размахом.
Когда в 2005 году мы приехали на следующий, III Всемирный съезд казахов, за нашими плечами уже стояла мощная организация с двенадцатью(!) филиалами в различных районах области и двумя молодежными организациями – в Самаре и Тольятти. Надо сказать, до сих пор ни в одном регионе России не создано подобной – разветвленной и действующей – структуры. Работа на том этапе была проведена колоссальная, и на Всемирный курултай тогда мы отправились сплоченной командой единомышленников (кроме меня и моего заместителя Муката Тулепова, это были: советник по культуре и образованию Алтынай Жунусова, а также руководители творческих коллективов Акзиба Джумаева, Салауат Султанов, Айгуль Жалелова и наш секретарь Дана Кулумухамбетова). Без своей команды я бы не смог ничего сделать. Я очень благодарен всем людям, которые поверили мне, пошли за мной. Я действительно помню каждого, кто помогал мне в моей (многим казавшейся тогда безумной) затее, но, к сожалению, не могу назвать сейчас всех поименно: ведь в нашей организации только самых активных членов – более 700 человек!
Текст и фото Л. Мельниченко