СЛОВО И ДЕЛО
На конференции присутствовали 35 российских делегаций, активисты «Ак жола», а также представители Всемирной ассоциации казахов, Западно-Казахстанской области и властных структур Самары и Москвы.
Тема, которая была вынесена на обсуждение, волновала всех без исключения, поэтому желающих выступить было много. Но ситуация везде оказалась одинаковой, вне зависимости от региона страны: молодежь языка не знает совершенно, представители же старшего поколения – в большинстве своем – владеют им только на разговорном уровне.
«И если, так или иначе, мы еще можем решить эту проблему на семейном уровне, то на государственном нам это пока не под силу, – отметил в своем выступлении президент ФНКА Токтарбай Дусенбаев. – Это действительно настоящая, очень большая проблема, ведь в России, несмотря на то, что здесь проживает почти миллион казахов, нет ни одной национальной школы! Нигде казахский язык не изучается как отдельный школьный предмет, а на уровне факультатива его преподавание осуществляется лишь в отдельных школах Астраханской и Омской областей, хотя в этих районах казахи составляют более 60% населения. Для сравнения скажу, что в Казахстане 4077 русских школ, а школ с казахским языком обучения – всего 3716».
О том, что законодательная база в этом вопросе сегодня полностью находится на стороне национальных меньшинств, сообщила на совещании руководитель аппарата Госдумы по делам национальностей Раушан Канапьянова: «Если группа детей и их родители желают изучать свой национальный язык, они вправе ставить вопрос – как минимум – о введении такого предмета факультативно. И потихоньку этот вопрос у нас в стране начинает решаться: в Москве, например, уже 56 национальных школ, есть также дошкольные учреждения и различные культурно-образовательные центры».
Раушан Канапьянову поддержала руководитель Управления реализации общеобразовательных программ министерства образования Самарской области Оксана Чуракова: «Если родители желают, чтобы дети изучали казахский язык, то мы – власти – обязаны их поддержать. А если возникают проблемы с переподготовкой кадров и помещением для проведения занятий, то мы всегда готовы к диалогу и обсуждению таких важных вопросов», – заявила она.
В жизни, к сожалению, всё пока не так гладко, как на бумаге. Токтарбай Кадыргалиевич, в частности, рассказал о трудностях, с которыми столкнулись в Самарской области: «Социологические исследования, проведенные СРКНКА «Ак жол» в 2007 – 2008 годах показали, что казахский язык хотят изучать более 95% казахского населения. Но как это сделать? Пока мы будем добиваться введения хотя бы факультативов – пройдут годы. И мы решили, не теряя времени, начать организацию воскресных школ. Договорились с Западно-Казахстанским центром изучения государственного языка «Агартушы» о том, что они помогут нам провести массовую переподготовку преподавателей других предметов. Но наша идея не увенчалась успехом. Директора школ очень неохотно отпускали своих педагогов на эти семинары. Например, в Большеглушицком и Большечерниговском районах проживают около 30 преподавателей казахского происхождения. В ответ на наше приглашение на семинар приехали только 4 человека. Оказалось, что остальных РОНО даже не проинформировало. Поэтому лично я вижу выход в создании мультимедийных классов. В Казахстане недавно была разработана мультимедийная программа изучения казахского языка. Если ввести эту программу в тех российских школах, где обучается 35-40 процентов казахских детей, то казахский язык там может обрести статус отдельного предмета. Но для реализации данного проекта нам необходима помощь Российской Федерации (ведь мы – граждане России), а также помощь министерства образования и науки Казахстана. Было бы здорово, если бы казахстанская сторона смогла нам помочь и в техническом оснащении этих классов».
Подытоживая работу конференции, первый заместитель председателя ВАК Талгат Мамашев сказал, что в Казахстане сейчас выполняется огромная работа по внедрению государственного языка во все сферы жизни: изданы словари, методические пособия, аудио- и видеокассеты; в Астане работает республиканский центр углубленного изучения казахского языка; открыт портал в Интернете. В рамках программы поддержки соотечественников за рубежом, возможно, удастся как-то помочь и российским казахам.