КАМАЛ-АЙТ
А началась эта история вот с чего. В маленьком советском поселочке под названием Аул Казахский, где в 30-е годы прошлого века обосновались переселенцы из Западного Казахстана, был Дом культуры. Работали в нем две молодые и очень увлеченные девушки: директором была Дамет Усенова, а Акзиба Джумаева – художественным руководителем. Время было советское, праздников – много, и «под чутким руководством партии и правительства» работа у них кипела.
«Впрочем, мы не делали ничего особенного, – уточняет Акзиба Джумаева. – Проводили праздники «в красный день календаря», выезжали с агитбригадой в поле – в общем, всё как у всех. В начале 90-х годов, с развалом Советского Союза, рухнуло всё».
Девушки понимали, что в такой ситуации вернуть людей в клуб может только что-то неожиданное, нетрадиционное. И тогда они решились на неслыханное: провести в клубе казахский народный праздник.
«Ведь наш аул, – объясняет это решение Акзиба, – был и остается единственным местом в Самарской области, где проживают исключительно казахи. К тому же нас давно беспокоило, что наши дети, стремительно ассимилируясь, всё больше и больше отдаляются от народной культуры. Мы долго думали, какой конкретно выбрать праздник? В итоге остановились на Камал-айте. Ведь в отличие от общемусульманского Навруза это чисто казахский праздник».
В этот день с самого раннего утра положено навестить всех ближайших родственников и старейшин аула. Поздороваться с ними традиционным жестом «курсайт» и попросить прощения. Считается очень важным также получить от пожилого человека своеобразное благословение или напутствие на ближайший год – бата. Хозяин приглашал гостя за дастархан – отведать шелпек и баурсаки. Обычно на этом праздник и заканчивался. Но 14 марта 1992 года в Ауле Казахском была заложена новая традиция: собираться в этот день всем вместе еще и в Доме культуры. Приходят обычно в середине дня, когда визиты к старейшинам уже заканчиваются и на маленькой сцене начинается театрализованное представление на основе казахских обычаев и обрядов, звучат народные песни.
«Мы решили, что вся программа должна идти… на казахском языке, – вспоминает Акзиба Джумаева, – Подготовка к тому Камал-айту заняла несколько месяцев. Нужно было не только написать сценарий, но и разучить с нуля казахские песни и танцы. Ведь до этого никто из участников нашей художественной самодеятельности ни разу со сцены не исполнял ни одной казахской песни, тем более, на казахском языке. Изюминкой праздника на много лет вперед стал айтыз – соревнование среди акынов. В ауле каждая вторая бабушка – певунья-сочинительница, поэтому недостатка в акынах не бывает».
Слух о том, что в ауле прошел необычный праздник, быстро разлетелся по самарским «городам и весям» – ведь ничего подобного в других районах тогда еще не проводилось. На праздник стали съезжаться казахи со всей области, и вскоре маленький ДК уже не смог вместить всех желающих. Так Камал-айт вышел на улицу, а это означает, что его программа намного расширилась: появились казахша-курес, скачки и другие забавы казахской молодежи.
Кстати, Камал-айт послужил толчком к созданию первых в Самарской области казахских коллективов: детского фольклорного ансамбля песни и танца «Еркемай» и детского казахского театра «Мейрам».
Рассказывает художественный руководитель этих коллективов Акзиба Джумаева:
«В тот год, когда мы готовились к своему первому Камал-айту, мне в руки попалась книжка анекдотов о казахском балагуре-весельчаке Алдар-Косе. Это наш вариант Ходжи Насреддина. Книжка была на казахском языке, а тогда читать на своем родном языке (да еще художественную литературу), я не умела. Но очень уж меня заинтересовал образ народного любимца, и я подумала, что было бы интересно поставить сценки по этим анекдотам. И начала упорно переводить эту книгу, ходила к тем, кто знал язык лучше меня, просила объяснить непонятные моменты. И, в конце концов, я сделала маленький спектакль «Алдар-Косе и его проделки». Затем уговорила нескольких ребятишек «записаться в артисты». Неожиданно для всех им понравилось новое занятие. Мы с ними дневали и ночевали в клубе. Это был тяжелый труд, ведь помимо основ актерского мастерства, им приходилось осваивать и… казахский язык, а он достаточно трудный в произношении. Работали мы с большим энтузиазмом, и результат превзошел все наши ожидания: зрители в зале и смеялись, и плакали. Смеялись над шутками, а плакали – от счастья; оттого, что впервые слышали родную речь… со сцены. В общем, мы пережили в тот момент свою «Минуту славы»! Это был настоящий фурор! После этого все остальные дети в Ауле тоже захотели стать артистами».
Видя, с каким энтузиазмом занимаются дети и с каким восторгом их воспринимают взрослые, в 1994 году было решено создать постоянные коллективы. Все эти годы выступления «Еркемая» и «Мейрам» пользуются сумасшедшим успехом. Они принимали участие во всех крупнейших областных и региональных праздниках. Получили множество наград и призов. И, можно сказать, внесли огромный вклад в пробуждение национального самосознания наших казахов. Сейчас оба коллектива носят звание народных коллективов Самарской области.
Несмотря на то, что последние десять лет самарская региональная национально-культурная автономия «Ак жол» проводит грандиозные областные праздники Наурыз, Камал-айт в Ауле Казахский продолжает жить, хотя уже и не собирает, как прежде, тысячи человек. Со всех концов области, соблюдая традицию, съезжается молодежь, чтобы провести праздник в кругу своих родных. Поэтому 14 марта население Аула Казахского увеличивается, как минимум, в два раза.
«Камал-айт – очень родной, чистый, светлый праздник, – рассказывает Айкуркем Джумаева. – Я живу и работаю в Самаре, но 14 марта обязательно приезжаю в Аул. Для того чтобы повидать всех родных, и, конечно же, прийти в Дом культуры. Такой заряд получаешь от встречи с друзьями, от нашей культуры и искусства!»
В нынешнем году избалованную аульскую публику, которую, кажется, уж ничем больше не удивишь, просто потрясла концертная программа, подготовленная их родными коллективами «Еркемай» и «Мейрам». Концерт был действительно мощным. Он длился почти три часа, и в нем практически не было старых номеров. Конечно, зрители снова увидели своих любимых артистов: Даригу Сарсенгалиеву, Абая Мухамбетова, Алину Джумаеву, Заура Сагандыкова и других. Но, без сомнения, самые громкие аплодисменты и самые умилительные улыбки достались малышам – тем, кто вышел на сцену впервые в жизни. Действительно, от них совершенно невозможно было оторвать взгляд.
Традиционно концерт проходил на казахском языке, и это, как всегда, доставило зрителям массу удовольствия. Кстати, в зале было много и русских, и им тоже (удивительное дело!) было не скучно.
Текст и фото Л. Мельниченко