СВЯЩЕННОЕ НАСЛЕДИЕ
«Мурагер» – так называется казахский этнографический музей в Ауле Казахском Кинельского района Самарской области. Это единственный в Поволжье стационарный памятник культурного наследия кочевников.
От туристов здесь нет отбоя. А началось всё с того, что десять лет назад Президент СРКНКА «Ак жол» Токтарбай Дусенбаев сделал жителям Аула подарок от себя лично – он подарил им юрту. Свидетелем этого события стала журналист Людмила Мельниченко:
- Очень хорошо помню тот день, когда я впервые приехала в Аул Казахский. Меня пригласила директор местного Дома культуры Акзиба Джумаева: «Нам юрту подарили, будет праздник. Приезжайте!» Аул – крошечный, домов сто, наверное. А перед сельским Домом культуры – огромная площадь. И вся она заполнена народом. Все здороваются друг с другом как родные, обнимаются. В воздухе пахнет весной и баурсаками: их выпекают в нескольких казанах, установленных прямо на площади, и тут же угощают всех.
Я впервые на казахском празднике и безостановочно жму на затвор фотоаппарата. Вокруг много людей, одетых в национальные одежды, на женщинах – старинные украшения из серебра. Скоро будут скачки, а пока молодые люди состязаются в силе и ловкости, забираясь на высоченный столб. Рядом – площадка для борцов (запоминаю еще одно новое для себя название – «казахша-курес», именно так называется казахская национальная борьба). Над площадью с самого утра звучит музыка, тут и там танцуют люди – просто так, от избытка счастья… Вот это и стало для меня самым главным впечатлением.
Я видела много праздников – и более масштабных, и более многолюдных. Но тот мартовский день остался в моей памяти как совершенно особенный: это был день всеобщего счастья (казалось, оно было буквально разлито в воздухе, и люди в нем купались). Знаете, что сделало его таким? Юрта! До этого дня никто из самарских казахов никогда не видел собственными глазами жилище своих предков. И вот сегодня она – нарядная, обустроенная – стоит у них в ауле. Более того, эта красавица останется здесь навсегда. Многие пожилые люди плакали… Поскольку эта юрта, купленная Токтарбаем Кадыргалиевичем в Мангистауской области, сама по себе – большая ценность (даже в Казахстане осталось не так уж много подлинных экземпляров XIX века), было решено сделать в ней музей национального быта. Кстати, слово «мурагер», ставшее названием этого необычного музея, означает «священное наследие»…
Прошло время, и сейчас юрта «Мурагер» упоминается во всех туристических путеводителях по Самарской области. Приехавшие удивляются, что встречают их не штатные экскурсоводы, а… дети. Эти с виду обычные ребята – знаменитые на всю область артисты местных коллективов: казахского ансамбля песни и танца «Еркемай» и национального театра «Мейрам». Благодаря юным артистам туристы становятся участниками театрализованных обрядов «Казахское гостеприимство», «Забавы молодых» и «Бесик салу». Если гости захотят, ребята могут научить их играть в народную казахскую игру «асык» или пригласят за дастархан выпить горячего чая с пышными баурсаками под живое сопровождение казахской домбры.
Внутри юрты в мельчайших деталях воссоздан казахский быт: сундуки, курпе, старинные платья, расшитые полотенца, кухонная утварь, детская кроватка (бесик), оружие, вековая кошма на полу... Вещи эти собирались «всем миром». Жители аула и близлежащих сел не то чтобы легко расставались со своими семейными реликвиями – они делали это с энтузиазмом. Вот почему так не подходит к ним холодное слово «экспонаты», как, впрочем, и к юрте совсем не подходит слово «музей». Дети делают это место похожим на настоящий дом, где живет большая-большая семья – Аул Казахский.
Текст и фото Л. Мельниченко